Пояснительная записка к учебному плану. Базисный учебный План МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка» разработан в соответствии с: Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 Учебный план МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка» разработан на основе: Комплексной программы Основной образовательной программы МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка», разработанной на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой Парциальных программ: «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой Экологическая программа «Юный эколог» Автор С.Н. Николаева «Безопасность» И.И. Авдеева, Стеркина. В МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка» функционируют: Пять групп общеразвивающей направленности для детей от 1,6 до 7 лет Группа раннего возраста I младшая группа II младшая группа; Средняя группа; 2 Старшая группа; В структуре учебного плана МБДОУ выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, реализуемая через региональный компонент и кружковую деятельность. Выполнение образовательного содержания неотъемлемо связано с педагогической технологией, изложенной в «Методических советах к программе «От рождения до школы». В плане выделены следующие части: инвариантная и вариативная с соблюдением принципов дифференциации и вариативности. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через непосредственно образовательную деятельность (НОД). Вариативная часть направлена на реализацию регионального компонента, парциальных программ и дополнительного образования (кружки). Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью: инвариантная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии рекомендованных с требованиями Министерством комплексных образования программ и дошкольного науки Российской образования, Федерации, в инвариантной части плана определено минимальное количество НОД, отведённых на образовательные области, определённые в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Инвариантная часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования Вариативная часть – не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национальнокультурных, демографических, образовательный процесс. климатических условий, в которых осуществляется Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимают не менее 50% общего времени НОД. 3 В целях полной реализации воспитательно-образовательного процесса включены парциальные программы. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает развитие нагляднообразного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт успешной творческой деятельности. Для реализации образовательных задач воспитателями составлены рабочие программы на каждую возрастную группу, которые включают в себя комплексно-тематические планы работы по разделам программы «От рождения до школы». Одной из форм обучения являются НОД, на которых широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал. В дошкольных группах НОД проводятся с 1 сентября по 31 мая. В летнее время проводится 1 НОД в день (в течение недели – 3 физкультурных и 2 музыкальных). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от Для детей 1,6 до 2 лет – не более 10 минут, Для детей 2 до 3 лет – не более 10 минут, Для детей 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Для каждой возрастной группы даны перечни НОД с учётом регионального компонента, дополнительного образования и санитарных норм: 4 с детьми от 3 до 4 лет -10 в неделю, продолжительностью до 15 мин.; с детьми от 4 до 5 лет -10 в неделю, продолжительностью до 20 мин.; с детьми от 5 до 6 лет -13 в неделю, продолжительностью до 25 мин; с детьми от 6 до 7 лет -14 в неделю, продолжительностью до 30 мин.; Перерывы между НОД – не менее 10 мин. Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей . Календарный учебный график на 2022 – 2023 учебный год Учебный год Период 1 полугодие 2 полугодие График каникул с 01.09.2022 по 31.12.2022 с 10.01.2023 по 31.05.2023 31.12.2022 – 09.01.2023г. Всего Количество учебных недель 18 недель 19 недели 37 недель В соответствии с Программой План охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области): * ОД – образовательная деятельность. Образова тельные области Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его 5 Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 6 Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 7 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. Базисный учебный план МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка» на 2022-2023 учебный год Базовая часть (инвариантная) Группа 1 младшая 2 Средняя Старшая (обязательная 60%) раннего группа младшая группа группа возраста (2-3г.) группа (4-5л.) (5-6л.) (1,5-2г.) (3-4л.) Физическая культура в помещении 2 2 2 2 2 Физическое развитие Физическая культура на воздухе 1 1 1 1 Ознакомление с окружающим миром 1 0.5 0.5 0.5 0.5 Познавательное развитие Формирование элементарных математических 0.5 1 1 1 представлений Познавательно-исследовательская 2 0.5 0.5 0.5 0.5 деятельность/игры с дидактическим материалом Конструктивно-модельная деятельность/игры со 1 0.5 В интеграции с ФЭМП строительным материалом Развитие речи 2 1 1 1 2 Речевое развитие Чтение художественной литературы 1 В интеграции, во всех формах педагогической деятельности коммуникация Рисование 1 1 1 2 Художественноэстетическое Лепка 0.5 0.5 0.5 0.5 развитие Аппликация 0.5 0.5 0.5 Музыка 2 2 2 2 2 Трудовая В интеграции (ручной труд) Социальнокоммуникативное Общение В интеграции, во всех формах педагогической деятельности развитие Игровая 10 10 10 10 12 ИТОГО: Вариативная часть (формируемая ДОУ) 1 1 Речевое социально- Бурятский язык коммуникативное Английский язык 1 1 познавательное 1 1 1 1 1 Кружковая работа Игровая Коммуникативная Продуктивная Трудовая Познавательно-исследовательская 8 Музыкально-художественная Физическая 11 11 11 13 15 Сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах в МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка» на 2022-2023 учебный год Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Общение Ситуации общения воспитателя с ежедневно ежедневно ежедневно детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр ежедневно Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивные игры) ежедневно ежедневно 3 раза в неделю 3 раза в неделю Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивные игры) 2 раза в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю Детская студия (театрализованные 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 9 игры) Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры ежедневно Познавательная и исследовательская 1 раз в 2 недели ежедневно 1 раз в 2 недели ежедневно 1 раз в 2 недели ежедневно Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг («Школа мышления»). Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности Наблюдения за природой (на прогулке) 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Музыкально-театральная 1 раз в 2 недели гостиная Творческая мастерская (рисование, 1 раз в неделю лепка, художественный труд по интересам) Чтение литературных произведений ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно Самообслуживание Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Трудовые поручения (общий и совместный труд) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Формы творческой активности, обеспечивающей ежедневно ежедневно Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. 10 Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах в МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка» на 2022-2023 учебный год Режимные моменты Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема Самостоятельные игры в 1 - й половине дня (до НОД) Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Игры перед уходом домой Распределение времени в течение дня Группа раннего Младшая группа возраста Средняя группа Старшая группа От 10 до 50 мин От 10 до 50 мин От 10 до 50 мин От 10 до 50 мин 20 мин 15 мин 15 мин 15 мин От 60 мин до 1ч.30 мин. От 60 мин до 1ч 30 мин. От 60 мин до 1ч.40 мин. От 60 мин до 1 ч. 40 мин 40 мин 30 мин 30 мин 30 мин От 40 мин От 40 мин От 40 мин От 40 мин От 15 мин до 50 мин От 15 мин до 50 мин От 15 мин до 50 мин От 15 мин до 50 мин 11 Модель физического воспитания в МБДОУ Хоринский детский сад «Берёзка» на 2022-2023 учебный год Формы организации Группа раннего Младшая группа Средняя группа Старшая группа возраста 1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада 1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно 5-6 минут Ежедневно 6-8 минут Ежедневно 8-10 минут Ежедневно 10 минут 1.2. Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости (до 3 -х минут) 1.3. Игры и физические упражнения на Ежедневно 6-10 минут Ежедневно 10-15 минут Ежедневно 15-20 Ежедневно 20-30 прогулке минут минут 1.4.Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна 1.5 Дыхательная гимнастика Ежедневно после дневного сна 1.6. Занятия на тренажерах, 1-2 раза в неделю 151-2 раза в неделю 20-25 1-2 раза в неделю 251-2 раза в неделю 25Спортивные упражнения 20 минут минут 30 минут 30 минут 2. Физкультурные занятия 2.1. Физкультурные занятия в 3 раза в неделю по 15 3 раза в неделю по 20 2 раза в неделю по 25 2 раза в неделю по 30 спортивном зале минут минут минут минут 2.3. Физкультурные занятия на свежем 1 раз в неделю по 15 1 раз в неделю по 20 1 раз в неделю 25 1 раз в неделю 30 воздухе минут минут минут минут 2.4 Ритмическая гимнастика 1 раз в неделю 15 1 раз в неделю 20 1 раз в неделю 25 1 раз в неделю 30 минут минут минут минут 3.Спортивный досуг 3.1.Самостоятельная двигательная Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с деятельность индивидуальными особенностями ребенка) 3.2 Спортивные праздники Летом 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год 3.3. Физкультурные досуги и 1 раз в квартал 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц развлечения 3.4. Дни здоровья 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 12 15