I.Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Программа «Лего-конструирование » предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения дошкольников конструированию, моделированию на играх-занятиях с Лего. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по областям. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывать следующие образовательные области. 1.«Социально-коммуникативное развитие». 2.«Познавательное развитие». 3.«Речевое развитие». 4.«Художественно-эстетическое развитие». 5. «Физическое развитие». Социально-коммуникативное развитие направлено на: - Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; - Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает: - Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - Формирование познавательных действий, становление сознания; - Развитие воображения и творческой активности; - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает: -Владение речью как средством общения и культуры; -Обогащение активного словаря; -Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -Развитие речевого творчества; Художественно-эстетическое развитие предполагает: - Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; -Становление эстетического отношения к окружающему миру; -Формирование элементарных представлений о видах искусства; -Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: - двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму; - Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Направленность общеразвивающей программы образования дошкольников от 6 до 7 лет по легоконструированию «ЛЕГО» техническая. Актуальность программы: Общеразвивающая программа образования дошкольников от 6 до 7 лет по легоконструированию «ЛЕГО» актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Новизна Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением; развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ: Закреплять навыки, полученные в старшей группе; Обучать конструированию по графической модели; Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве; Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением). Принципы и подходы к формированию Программы Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Направленность программы. Программа имеет научно – техническое направление. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. -Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). -При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). -Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Характеристики особенностей развития детского технического творчества. Внедрение LEGO-технологий в дошкольной организации является одним из современных методов развития технического творчества. Реализация идеи развития у дошкольников технического творчества с использованием LEGOтехнологии проходит в двух направлениях. Первое направление реализуется в рамках обязательной части образовательной программы ДОО. Предполагается реализация непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности с детьми с использованием LEGOконструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста. В подготовительной к школе группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Так, последовательно, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у них развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. Таким образом, LEGOконструирование позволяет формировать у детей дошкольного возраста умения и навыки работы с современными техническими средствами, развивая у ребёнка познавательный интерес, техническое творчество. 1.2.Ожидаемый результат реализации программы: Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать; • у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов; •ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу; • ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения; • ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои; •ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования; • знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов. • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. II.Содержательный раздел Программы. 2.1 Модель реализации Программы. Деятельность по реализации: ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ 1 этап – изучение возможностей внедрения технологии ЛЕГО подготовительный конструирования в образовательный процесс ДОУ; Сентябрь 2022 г анализ имеющихся условий; анализ программного обеспечения; изучение методических разработок по ЛЕГОконструированию; выбор методов диагностики. 2 этап диагностика детей с последующим анализом рефлексивно анализ педагогической компетентности родителей, диагностический выявление социального запроса семей воспитанников Октябрь 2022г 3 этап разработка Модели реализации экспериментальной практический деятельности; Ноябрь 2022 пополнение развивающей среды ЛЕГО-центра; Апрель 2023г решение организационных вопросов по широкому использованию возможностей ЛЕГО - центра в образовательном процессе с дошкольниками; реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем 4 этап систематизация и обобщение полученных результатов; обобщающий Май разработка методического пособия ; 2023г 2.2.Используемые технологии и методы. Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы. Методы Наглядный Информационнорецептивный Репродуктивный Приёмы Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Воспроизводство знаний и способов деятельности Практический Словесный Проблемный Игровой Частично-поисковый (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Решение проблемных задач с помощью педагога. Основные формы работы: -Непосредственно – образовательная деятельность, -Игровая деятельность. -Совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Основные приёмы работы: - беседа, наблюдение, рассматривание -ролевая игра, -дидактическая игра, -задание по образцу (с использованием инструкции), -задание по условиям - викторина, проектная деятельность. III. Организационный раздел. 3.1. Учебный план. Программа рассчитана на один год обучения: Возраст детей Кол-во Продолжительност занятий в неделю ь занятий 6-7 лет 2ч 30 минут Форма проводимых занятий-групповая, подгрупповая. Режим организации занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Программа реализуется в первой половине дня . Общее количество занятий в год –144 занятий . Педагогический анализ знаний и умений по легоконструированию детей 6-7 лет проводится 2 раза в год (на начало года – в сентябрь-октябрь, итоговый – в мае). 3.2.Система взаимодействия с семьёй в рамках реализации Программы. Взаимодействие с родителями в процессе организации совместной деятельности выстраивала по нескольким направлениям: Формы взаимодействия, тематика Информационное Информационное сообщение для родителей «О пользе Lego занятий» Аналитическое Анкета для родителей «Значение Lego конструирования для детей» Практическое Оформление фото - выставки на тему: «Вот как мы умеем!» Лего – конструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. 3.3.Материально-техническое оснащение Программы. Основным направлением курса «ЛЕГО – конструирование» является проектная и практическая деятельность дошкольников. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Работа над проектом предусматривает совместную деятельность педагога, детей и родителей. Конструкторы LEGO ; Платформы для строительства; Столы и стулья – для посадочных мест; Шкаф для книг и технических средств обучения; Достаточное освещение. 3.4.Кадровое обеспечение реализации Программы. Педагог дополнительного образования по технической направленности 3.5.Сетевое взаимодействие в рамках реализации Программы. 1. 3.6.Информационно-методическое обеспечение Программы. Для реализации программы используются следующие методические материалы: -учебно-тематический план; -методическая литература по лего-конструированию ; -ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий ; -конспект открытого занятия для родителей -схемы пошагового конструирования -иллюстрации различных построек -картотека пальчиковых игр -картотека физминуток -стихи, загадки по темам занятий 3.7.Перспективное планирование. Цель: развитие творческих способностей. Задачи: - учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; - учить называть предмет по форме (кубик); - развивать мелкую моторику рук; - развивать воображение, память, образное мышление; - воспитывать желание трудиться. Месяц Тема Цель/задачи Октябрь 1 неделя «В гостях у ЛЕГО» - Повторение правил поведения в легокабинете. Техника безопасности; -Закрепление названий деталей, -Д/з, «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO; -Д/з, «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. -Закреплять полученные навыки; -Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки; - Учить работать в парах создавая единый проект; - Развивать творческую инициативность - Познакомить с пластинамиоснованиями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей, - Закреплять умение работать по схеме, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику, - Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. -Познакомить с архитектурой домов в разные годы, - Обсудить строительные материалы для постройки домов, - Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши, - Учить строить домики разной 2 неделя «А у нас во дворе» 3 неделя «ЛЕГО – мозайка» 4 неделя «Разные домики» Форма организации Групповая Групповая Подгрупповая Подгрупповая Ноябрь 1 неделя «Беседка» 2 неделя Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках» 3 неделя Конструирование по замыслу 4 неделя «Домашние животные» (собака, кошка, овца) Декабрь 1 неделя Конструирование по замыслу величины и длины, - Развивать способность анализировать, делать выводы. 1. - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). - Учить строить беседку. - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику рук, - Развивать внимание, усидчивость. - Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. - Закреплять полученные навыки в прошлом году, - Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. - Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек», - Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей, - Учить конструировать животных по образцу и схеме, - Учить работать парами. - Закреплять полученные навыки, - Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. Подгрупповая Подгрупповая Индивидуальная Подгрупповая Групповая -Познакомить с традициями празднования Нового года в России, - Закрепить знание о хвойных деревьях, - Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать Праздничное, предновогоднее настроение - Продолжать знакомить с 3 неделя «Дед Мороз и символами Нового года в Снегурочка России, спешат к нам в - Учит строить Деда Мороза и гости» Снегурочку из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать праздничное, предновогоднее настроение - Закреплять знания о водном 1 неделя «Водный транспорте транспорт» - Учить выделять в постройке (катер, пароход) ее функциональные части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы), - Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части, - Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт). - Учить строить подвижные 2 неделя Конструирование модели из подвижных конструктора LEGO по образцу. моделей качели (качели, карусели). - Закреплять знания о 3 неделя Светофор, светофоре, регулировщик - Познакомить с профессией «Регулировщик», -Развивать творческую инициативность и 2 неделя «Ёлка новогодняя» Январь Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая Февраль Март самостоятельность. - Закреплять знания о 1 неделя «Самолет» воздушном транспорте, - Познакомить с профессией летчика, - Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO - Познакомить с обитателями 2 неделя «Аквариум» аквариума, - Учить конструировать аквариум, - Учить конструировать рыб из конструктора LEGO - Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук, - Развивать усидчивость. - Познакомить с историей 3 неделя Лего-мозаика возникновения праздника 23 «Танк в подарок февраля, папе» - Рассказать о защитниках нашего Отечества - Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, - Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину. - Закрепить знания о 4 неделя Мозаика насекомых, «Бабочка» - Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок, - Учить конструировать симметричный рисунок. - Познакомить с историей 1 неделя «Цветок для возникновения мамы» Международного женского дня, - Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, - Учить конструировать по условиям. -Закреплять полученные 2 неделя Конструирование навыки, по замыслу - Учит заранее, обдумывать содержание будущей Подгрупповая Подгрупповая Индивидуальная Подгрупповая Индивидуальная Индивидуальная 3 неделя «Моя улица» 4 неделя «Животные на ферме» Апрель 1 неделя «Мы построим новый дом» 2 неделя «Космическая ракета к взлету готова» 3 неделя Конструирование по замыслу « Азбука безопасности» постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО - Познакомить с первым космонавтом нашей страны, - Познакомить с профессией космонавта, - Рассказать о космосе и о планетах, - Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. - повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать Групповая Групповая Групповая Групповая Подгрупповая Май содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность - Рассказать о профессии 4 неделя «Пожарная часть» пожарного, - Учит строить пожарную машину и пожарную часть, - Выучить телефон пожарной части, - Проговорить правила поведения при пожаре. - Познакомить с историей 1 неделя Коллективный праздника 9 мая, проект «Парад - Учить конструировать Победы» военные машины по схеме, - Конструирование площади для парада по условиям, - Закреплять умение работать в команде, - Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. - Подготовить легокабинет к 2 неделя Заключительное новому учебному году занятие. -Рассматривание альбома фотографий с постройками - Подведение итогов за учебный год Групповая Групповая Групповая Список литературы 1. 2. 3. 4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г. Федеральные государственные требования дошкольного обучения